Десять книг о России

3. Данилевский Н.Я. «Россия и Европа» (1871 г.)

  • Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своём и милостыню подавайте неоскудную. Это ведь начало всякого добра.
  • Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. Как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран.
  • Леность — всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится
  • Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. 
  • Жену свою любите, но не давайте им над собою власти.
  • Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.
  • А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего

6. «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков» (1789–1816 гг.)

О минутах отчаяния и тревогах за будущее

«Смысл вещи не есть сама вещь; он — абстрактное понятие вещи, отвлеченная идея вещи, мысленная значимость вещи.
Что же в природе объективно? Материя, движение, сила, атомы и пр.? Но почему же? Понятия о материи, движении, силе и атомах также меняются, как и все наши прочие субъективные построения. В разные эпохи они совершенно различны. Так почему же вы тут говорите о субъективизме, а когда я заговорил о том, что природа — весела, грустна, печальна, величава и т.д., вы вдруг обвиняете меня в субъективизме? Вот тут-то и получается, что под всяким таким «объективизмом» кроется собственное вероучение, точнее, просто метафизические капризы и всякого рода симпатии и антипатии. Кто во что влюблён, тот и превозносит объективность соответствующего предмета своей любви.
Время человеческой жизни и время какого-нибудь насекомого, живущего один день, совершенно несоизмеримы и несравнимы по своему существу; с точки зрения человеческой жизни один день такого насекомого есть нечто ничтожное и почти смешное. Тем не менее у этого насекомого есть своя органическая жизнь, с богатым прошлым и неведомым, значительным будущим; и если такое насекомое сознательно, то можно поручиться, что оно ни в каком случае не считает свою жизнь такой уж особенно краткой и смешной.
Время, как и пространство, имеет складки и прорывы. Я не раз в своей жизни переживал какие-то ямы и разрывы во времени. Смотришь, время как будто кончилось, а потом, вишь ты, засвистело и заклубилось неохватным вихрем. Иной раз время настолько нагло прет вперед, что хочется подойти к часам в моменты их боя и разбить вдребезги эту беспощадную машинку, которой дано управлять всей жизнью.
Так всегда и бывает, что доказуемое и выводное основывается на недоказуемом и самоочевидном; и мифология только тогда и есть мифология, если она не доказывается, если она не может и не должна быть доказываемой.»

«- За переделку человека брались организации намного покрупнее и поглубже, чем коммунистическая.

– Кто же это брался?