( список Е.С. Холмогорова)
1. Энгельгардт А.Н. «Из деревни» (1872–1887)
«В последнем моем письме я обещал рассказать об одном «Счастливом уголке», где крестьяне живут хорошо, где за последние десять лет положение крестьян много улучшилось, где даже в
нынешний бедственный, голодный год, когда еще до Николы цена ржи поднялась до 14 руб. за четверть, крестьяне не бедствуют и не будут бедствовать. Большинство этих крестьян просидит на «своем» хлебе до «нови», а те, у которых «своего» хлеба не хватит, найдут
денег для покупки хлеба, не закабаляя себя на летние работы. Этот «Счастливый уголок» — несколько деревень около с. Батищева, из которого вот уже десять лет я пишу вам мои письма.
До cих пор я очень мало говорил о положении здешних крестьян, но вcе-таки из предыдущих моих пиcем вы могли видеть, что положение это было незавидное. Но вот прошло десять лет, и
положение крестьян в «Счастливом уголке» заметно изменилось к лучшему, а если какие-нибудь особенные обстоятельства не попрепятствуют, то есть надежда, что оно все будет улучшаться.
Я говорил в прошлом письме, что я недостаточно научен, чтобы говорить вообще о положении крестьян в России и даже о положении их в Смоленской губернии. Я говорю только о том, что доподлинно знаю, а в настоящем письме говорю о положении крестьян в «Счастливом уголке»; в каких-нибудь восьми, десяти деревнях. Эти деревни я знаю хорошо, лично знаю в них всех крестьян, их семейное и хозяйственное положение.»
2. «Домострой» (XVI век)
«Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. Понапрасну не смейся, играя с ним, в малом послабишь — в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою».
«Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая — венец своему мужу, если обрел муж такую жену хорошую, только благо выносит из дома своего».
«С гостьями же беседовать о рукодельи и о домашнем порядке, как хозяйство вести и какими делами заниматься; а чего не знаешь, о том у добрых жен спрашивать вежливо и учтиво, и, кто что укажет, на том низко бить челом».
3. Данилевский Н.Я. «Россия и Европа» (1871 г.)
«Дело в том, что Европа не признает нас своими. Она видит в России и в славянах вообще нечто ей чуждое, а вместе с тем такое, что не может служить для нее простым материалом, из которого она могла бы извлекать свои выгоды, как извлекает из Китая, Индии, Африки, большей части Америки и т.д., материалом, который можно бы сформировать и обделывать по образу и подобию своему, как прежде было надеялась, как особливо надеялись немцы, которые, несмотря на препрославленный космополитизм, только от единой спасительной германской цивилизации чают спасения мира. Европа видит поэтому в Руси и в славянстве не чуждое только, но и враждебное начало. Как ни рыхл и ни мягок оказался верхний, наружный, выветрившийся и обратившийся в глину слой, все же Европа понимает, или, точнее сказать, инстинктивно чувствует, что под этой поверхностью лежит крепкое, твердое ядро, которое не растолочь, не размолотить, не растворить,- которое, следовательно, нельзя будет себе ассимилировать, претворить в свою кровь и плоть,- которое имеет и силу и притязание жить своею независимою, самобытною жизнью»
4. «Поучение Владимира Мономаха» (XI в.)
- Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своём и милостыню подавайте неоскудную. Это ведь начало всякого добра.
- Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. Как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран.
- Леность — всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится.
- Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды.
- Жену свою любите, но не давайте им над собою власти.
- Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.
- А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.»
5. Щербатов М.М. «О повреждении нравов в России» (XVIII в.)
«бываемые перемены в государствах всегда суть соединены с нравами и умоначертанием народным.»
«Оттуда произошло раболепство, презрение истины, обольщение государя и прочия злы, которые днесь при дворе царствуют, и которые в домах вельможей вогнездились. Не соскрылся сей порок от остроумного монарха, и сей государь, строг и справедлив до крайности, старался сколько можно лесть отгонять;»
«несть верности к государю, ибо главное стремление почта всех обманывать своего государя, дабы от него получать чины и прибыточные награждения; несть любви к отечеству, ибо почти все служат более для пользы своей, нежели для пользы отечества; и наконец несть твердости духу, дабы не токмо истину пред монархом сказать, но ниже временщику в беззаконном и зловредном его намерении попротивиться.»
6. «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков» (1789–1816 гг.)
О минутах отчаяния и тревогах за будущее
« …самые сады мои лишились в глазах моих всех своих прелестей и меня по-прежнему утешать не хотели. У меня начали было заниматься в них опять осенними работами и продолжать обработывать нижний мой сад уступами и сходами. И я и поныне забыть того не могу, как, вышедши тогда для смотрения сих работ и севши на краю одного уступа, подле прекрасной моей березы на горе, стоящей пред самыми окнами, и пригорюнившись, сам себе, вздыхая, говорил:
«Ах! Уж продолжать ли мне сии дела? И есть ли для кого и для чего предпринимать все оныя и так много хлопотать и трудиться? Чрез несколько недель, но что я говорю, может быть чрез немногие только дни опустеет все наше селение, и проклятая чума, внедрившись и к нам, перерубит и здесь всех жителей от мала до велика и не останется никого из всех ныне живущих здесь. И тогда что будет не только с садом, но и со всем селением и домом сим? Не должны ли будут все сии места на несколько лет запустеть и все мои заведения и труды уничтожиться и погибнуть? Может быть, и после многие годы не захочет никто на сих несчастных и опасных местах жить, и они впадут в самое запустение и останутся одни только сии бугорки и уступы признаками бывших тут некогда украшений; да и кому достанется все сие, и кто местами сими владеть будет, о том единому Богу только известно!»
7. Лосев А.Ф. «Диалектика мифа»
«Смысл вещи не есть сама вещь; он — абстрактное понятие вещи, отвлеченная идея вещи, мысленная значимость вещи. |
Что же в природе объективно? Материя, движение, сила, атомы и пр.? Но почему же? Понятия о материи, движении, силе и атомах также меняются, как и все наши прочие субъективные построения. В разные эпохи они совершенно различны. Так почему же вы тут говорите о субъективизме, а когда я заговорил о том, что природа — весела, грустна, печальна, величава и т.д., вы вдруг обвиняете меня в субъективизме? Вот тут-то и получается, что под всяким таким «объективизмом» кроется собственное вероучение, точнее, просто метафизические капризы и всякого рода симпатии и антипатии. Кто во что влюблён, тот и превозносит объективность соответствующего предмета своей любви. |
Время человеческой жизни и время какого-нибудь насекомого, живущего один день, совершенно несоизмеримы и несравнимы по своему существу; с точки зрения человеческой жизни один день такого насекомого есть нечто ничтожное и почти смешное. Тем не менее у этого насекомого есть своя органическая жизнь, с богатым прошлым и неведомым, значительным будущим; и если такое насекомое сознательно, то можно поручиться, что оно ни в каком случае не считает свою жизнь такой уж особенно краткой и смешной. |
Время, как и пространство, имеет складки и прорывы. Я не раз в своей жизни переживал какие-то ямы и разрывы во времени. Смотришь, время как будто кончилось, а потом, вишь ты, засвистело и заклубилось неохватным вихрем. Иной раз время настолько нагло прет вперед, что хочется подойти к часам в моменты их боя и разбить вдребезги эту беспощадную машинку, которой дано управлять всей жизнью. |
Так всегда и бывает, что доказуемое и выводное основывается на недоказуемом и самоочевидном; и мифология только тогда и есть мифология, если она не доказывается, если она не может и не должна быть доказываемой.» |
8. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения
Таблица из книги
9. Солоневич И.Л. «Россия в концлагере» (1936)
«- За переделку человека брались организации намного покрупнее и поглубже, чем коммунистическая.
– Кто же это брался?
– Хотя бы религия. А она перед вами имеет совершенно неизмеримые преимущества.
– Религия перед коммунизмом?
– Ну, конечно. Религия имеет перед вами то преимущество, что ее обещания реализуются на том свете. Пойдите, проверьте. А ваши уже много раз проверены.»
«Легкомысленный иностранец может упрекнуть и меня, и рабочего, и мужика в том, что «обжуливая» государство, мы сами создаем свой собственный голод. Но и я, и рабочий, и мужик отдаем себе совершенно ясный отчет в том, что государство — это отнюдь не мы, государство — это мировая революция. И что каждый украденный у нас рубль, день работы, сноп хлеба пойдут в эту самую бездонную прорву мировой революции: на китайскую красную армию, на английскую забастовку, на германских коммунистов, на откорм коминтерновской шпаны; пойдут на военные заводы пятилетки, которая строится все же в расчете на войну за мировую революцию; пойдут на укрепление того же дикого партийно-политического кабака, от которого стоном стонем все мы.»
«Когда у вас под угрозой револьвера требуют штаны – это еще терпимо. Но когда от вас под угрозой того же револьвера требуют, кроме штанов, еще и энтузиазма, – жить становится вовсе невмоготу, захлестывает отвращение.»
10. Попель Н.К. «Танки повернули на запад», «Впереди – Берлин!» (1959, 1960)
» Засыпаю с неспокойным чувством. Надо, вероятно, проверить посты. Ведь и их тоже могло сморить. Но нет сил открыть глаза, шевельнуть рукой.. Вдруг вижу немца. Вижу совершенно отчетливо. Он стоит ко мне боком. В поднятой руке граната, готов бросить в любой момент. Невольно зажмуриваюсь. Открываю глаза вновь. Немец на том же месте, в той же позе. Прежде чем он успевает ее сменить, я дважды бью из маузера. Вскакиваю с криком: — Немцы! В атаку! Голые, с винтовками и гранатами, охваченные яростью, ничего не различая под ногами, мы летим с высотки. — Бей их! На дороге стоят машины с прицепленными пушками. Сытник размахивает, и граната рвется в кузове головной. Гитлеровцы в ужасе бегут от голых, грязных, заросших щетиной людей, напоминающих исчадья ада. Еще пять минут назад охваченный тишиной лес наполнен грохотом и шумом скоротечного боя. В руках у многих красноармейцев немецкие автоматы. Очереди доносятся с разных сторон. Гитлеровцы заметили развешанное на деревьях обмундирование. Не поняли, чье оно. Тем более, что на ветках висели и немецкие кителя, брюки шинели, так как у многих наших бойцов свое обмундирование истрепалось и они ходили в трофейном. Обер-лейтенант остановил колонну и послал солдат посмотреть, нет ли поблизости хозяев этого тряпья. Потом вдруг, словно с небес слетевшее, голое воинство. Очевидно, из той русской банды, с которой им приказано расправиться.»